Профильное обучение

Обучение в 10-11 классе регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования или сокращенно ФГОС СОО.

Цели и задачи профильного обучения

Переход к профильному обучению преследует следующие основные задачи:

обеспечить         углубленное    изучение         отдельных       предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

Задачи системы профильного обучения:

- достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;

- формирование в процессе овладения системой знаний

- умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования; 

- развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и трудовой деятельности.

Возможны следующие варианты профилей:

-естественно-научный профиль. Здесь на углубленном уровне изучаются или химия + биология, или химия + физика. Этот профиль выбирают ученики, которые хотят продолжить обучение в вузе на таких специальностях как медицина, биотехнологии или химическая промышленность;

-гуманитарный профиль самый вариативный. Основной предмет русский язык. К нему школа может предложить учащимся связки как из двух предметов обществознания + истории, иностранного языка + обществознания, иностранного языка + литературы; или из трех - литература, история, обществознание. Этот профиль подойдет учащимся, которые планируют получать педагогическое, психологическое, культурологическое образование или работать в сфере общественных отношений;

-социально-экономический профиль для тех, кто хочет в будущем работать в социальной сфере, сфере финансов, или заниматься обработкой информации, управлением и предпринимательством. На углубленном уровне здесь изучаются профильная математика обществознание;

-технологический профиль бывает нескольких видов: инженерный (профильная математика + физика), информационно-технологический (профильная математика + информатика) и даже включающий все три предмета - профильную математику, физику и информатику. Он подойдет учащимся, которые хотят поступить в вуз на технические специальности;

-универсальный профиль дает ученику возможность выбрать, какие предметы он будет изучать на углубленном уровне. Преимущество этого профиля в том, что можно подбирать редкие сочетания предметов для поступления на определенные специальности или в конкретные вузы. Например, биология + обществознание (на психологию), история + литература (искусствоведение, журналистика), биология + профильная математика (геология, биологические ресурсы, сельское хозяйство), химия + профильная математика (нефтяная и химическая промышленность); обществознание + информатика (таможенное дело, аналитика, компьютерная безопасность). В реальности школа не откроет отдельный профиль ради 1-2 учеников.

В этом документе перечислены 5 направлений, по которым школа может открыть профильные классы для старшеклассников. Какие предметы будут изучаться на углубленном уровне и сколько часов будет отведено на их изучение - решает школа, опираясь на рекомендации ФГОС.

 

В 2025-2026 учебном году в МБОУ «Нижне-Нойберская СШ№1 им.К.Л.Тепсуева» будут открыты 2 профильных класса.

Основание: анкетирование родителей и обучающихся.

По результатам анкетирования большинство родителей и обучающихся выбрали:

 

   Профиль обучения по ФГОС СОО

Перечень учебных предметов, рекомендуемых для изучения на углубленном уровне по учебным планам среднего общего образования.

          Естественно- научный профиль

   Химия, биология

Универсальный профиль

Химия, обществознание

 

 

 

Учебный план универсального профиля с изучением родных языков для 5-дневной учебной недели

 

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

10класс

11 класс

 

Всего 

 

Количество   часов

ФПА

Количество часов

ФПА

 

Обязательная часть

Русский язык и литература

Русский язык

Б

2

тест

2

тест

4

 

Литература

Б

3

тест

3

тест

6

 

Родной язык и родная литература

Родной

(чеченский) язык

Б

1

тест

1

тест

2

 

Родная литература

Б

2

тест

2

тест

4

 

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

тест

3

тест

6

 

Математика и информатика

Алгебра и начала математического

анализа

Б

3

тест

4

тест

8

 

Геометрия

Б

2

тест

3

тест

6

 

Вероятность и статистика

Б

1

тест

1

тест

2

 

Информатика

Б

1

тест

1

тест

2

 

Естественнонаучные предметы

Физика

Б

2

тест

2

 

4

 

Химия

У

3

тест

3

 

6

 

Биология

Б

1

тест

1

 

2

 

Общественнонаучные предметы

История

Б

2

тест

2

 

4

 

Обществознание

У

4

тест

4

 

4

 

География

Б

1

тест

1

 

2

 

Основы  безопасности и защиты Родины

Основы  безопасности и защиты Родины

Б

1

тест

1

 

2

 

Физическая культура

Физическая культура

Б

1

 Норм.

2

 

3

 

 

Индивидуальный проект

 

1

проект

 

 

1

 

Итого:

 

 

34

 

34

 

68

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Название курса

 

 

0

 

0

 

0

 

Учебные недели

 

34

 

34

 

  

 

Всего часов

 

34

 

34

 

68

 

Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с СанПиН

 

34

 

34

 

 

 

Итого часов

 

1156

 

 1156

 

2312

 

 

Учебный план естественно-научного профиля с изучением родных языков для 5дневной учебной недели

 

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

10 класс

11 класс

 

Всего 

Количество   часов

ФПА

Количество часов

ФПА

Обязательная часть

Русский язык и литература

Русский язык

Б

2

тест

2

тест

4

Литература

Б

3

тест

3

тест

6

Родной язык и родная литература

Родной

(чеченский) язык

Б

1

тест

1

тест

2

Родная литература

Б

2

тест

2

тест

4

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

тест

3

тест

6

Математика и информатика

Алгебра и начала математического

анализа

Б

3

тест

3

тест

5

Геометрия

Б

2

тест

1

тест

3

Вероятность и статистика

Б

1

тест

1

тест

2

Информатика

Б

1

тест

1

тест

2

Естественнонаучные предметы

Физика

Б

2

тест

2

тест

4

Химия

У

3

тест

3

тест

6

Биология

У

3

тест

3

тест

6

Общественнонаучные предметы

История

Б

2

тест

2

тест

4

Обществознание

Б

2

тест

2

тест

4

География

Б

1

тест

1

тест

2

Основы  безопасности и защиты Родины

Основы  безопасности и защиты Родины

Б

1

тест

1

тест

2

Физическая культура

Физическая культура

Б

1

 Норм.

2

 Норм.

4

 

Индивидуальный проект

 

1

проект

 

проект

1

Итого:

 

 

34

 

33

 

67

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Название  

курса

 

0

 

1

 

1

Учебные недели

 

34

 

34

 

  

Всего часов

 

34

 

34

 

68

Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с СанПиН

 

34

 

34

 

 

Итого часов

 

1156

 

 1156

 

2312

  Таким образом, Закон об «Образовании в РФ» законодательно закрепляет возможность ранней профилизации обучающихся. По сути, в рамках реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования предусматривается возможность углубленного изучения отдельных предметов с учетом образовательных потребностей обучающихся для подготовки к осознанному выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования.

Документы

Постановление Правительства Чеченской Республики от 09.09.2024 № 202 "Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Чеченской Республики для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения"
Правила приема на обучение
Положение о профильном обучении
Приказ №11-а от 31.01.2025 "О проведении анкетирования по выбору профиля обучения"
Приказ №16 от 10.02.2025 "Об итогах анкетирования"
Анкета обучающихся
Анкета для родителей
Протокол заседания педагогического совета от 10.02.2025
Протокол родительского собрания 9х классов от 11.10.2025
Образец расписки